В нейропсихологии до сих пор существует разрыв между пониманием речевых и моторных нарушений: их часто корректируют изолированно, хотя в основе и тех, и других лежит единый процесс развития мозговых связей.

Ребенок с моторной неловкостью неизбежно сталкивается с трудностями в речи (не только устной, но и письменной), а задержка речевого развития меняет всю траекторию формирования высших психических функций.

Мы знаем, что мозг не делится на «речевые зоны» и «моторные зоны» — он работает как целостная система. Но на практике дети с диспраксией годами учатся правильно держать карандаш, но так и не начинают говорить сложные фразы, а ребенок с алалией получает логопедические упражнения, хотя корень проблемы — в несформированности пространственных представлений и кинетических схем.

Этот курс — о том, как видеть связи между моторным и речевым развитием и выстраивать коррекцию, которая дает устойчивый результат. Вы научитесь:

  • Различать, когда за «задержкой речи» стоит дисфункция премоторных зон, а когда — дефицит сенсорной интеграции.
  • Понимать, почему ребенок с ДЦП не осваивает глаголы, а при синдроме Дауна речь «застревает» на уровне отдельных слов.
  • Использовать двигательные методы для запуска речи и речевые стратегии для улучшения моторики.
Учебный план
После завершения 36-часового практикума, состоящего из вебинаров, лекций и практического блока, слушатели будут:
  • Владеть навыками проведения нейропсихологической диагностики речевых и моторных функций у детей, включая оценку орального, динамического и пространственного праксиса;
  • Владеть навыками адаптации базовых коррекционных методик для детей с тяжелыми нарушениями (ДЦП, синдром Дауна);
  • Уметь определять первичный дефицит и вторичные компенсаторные механизмы;
  • Уметь выявлять взаимосвязь между моторными нарушениями и задержкой речи;
  • Уметь составлять индивидуальные коррекционные программы;
  • Уметь проводить консультации для родителей: объяснять, как моторное развитие влияет на речь, и давать практические рекомендации;
  • Уметь подбирать сенсорные и двигательные инструменты (от нейрогимнастики до ритмических упражнений) для запуска речи;
  • Знать нейроанатомические основы речи и моторики: какие зоны мозга отвечают за артикуляцию, праксис, координацию;
  • Знать критерии нормы и патологии для каждого возраста: когда «перерастёт», а когда нужна срочная коррекция;
  • Знать специфику работы при разных диагнозах: почему при моторной алалии бесполезно «ставить звуки», а при дизартрии — учить стихи;
  • Знать современные доказательные методы коррекции: от принципов Бернштейна до сенсорной интеграции.
Вы сможете не просто «ставить диагнозы», а выстраивать системную коррекцию, где развитие моторики становится основой для речи, а речевая терапия — инструментом для улучшения движений.
Стоимость участия
По окончании обучения студенты получают
- удостоверение о повышении квалификации установленного законодательством образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
- сертификат участника