В подростковом возрасте происходит масштабная нейропсихологическая перестройка, в ходе которой мозг активно формирует новые связи и избавляется от ненужных. Именно в этот период «дозревают» лобные доли, которые «берут под контроль» лимбическую систему, что неизбежно приводит к переходу от импульсивности к контролю, приближает к взрослому планированию и самосознанию.
Но что происходит, если у ребенка была несформированность определенных функций?
В подростковом возрасте эти особенности не исчезают, а трансформируются, накладываясь на кризис идентичности и социальное давление. Трудности в учебе сменяются экзистенциальными кризисами, а моторная неловкость может превратиться в социальную тревожность. Многие «детские» диагнозы (СДВГ, дизартрия и т.п.) проявляются с новой силой, маскируясь под лень, протест или депрессию, когда ребенка приходится тормошить и «сгонять» с кровати. Стандартные методы коррекции, работавшие с дошкольниками и младшими школьниками, часто оказываются неэффективными, потому что не учитывают главного — запросы и возможности мозга подростка.
Этот курс — о том, как видеть связь между детским развитием и подростковыми вызовами и выстраивать соответствующую нейропсихологическую коррекцию, которая отвечает актуальным потребностям личности в самоопределении, принятии и автономии.
Вы научитесь дифференцировать возрастную норму (склонность к риску, эмоциональную лабильность) от тревожных симптомов (депрессия, аутичные черты, психопатология), понимать, как ранние нарушения ВПФ влияют на формирование идентичности и самооценки, сможете работать с мотивацией, превращая коррекционные занятия в пространство для самопознания, а не в «обязаловку», а также использовать сильные стороны подросткового мозга — пластичность, склонность к поиску нового, социальную ориентацию — в терапевтических целях.